Легко ли поймать трофейную щуку
Статья 1997 года, написана Константином Кузьминым. Дело прошлое, но трофей для подмосковных водоемов приличный. А с течением времени (прошло 13 лет) становится все приличнее и приличнее...
Двенадцатое декабря 1996 года наш сотрудник Константин Кузьмин — один из самых известных отечественных спиннингистов — несмотря на холодную погоду провел на Оке. Его упорство было вознаграждено: твистер схватила двенадцатикилограммовая щука, благополучно извлеченная на берег и вошедшая в историю подмосковного рыболовства.
Подмосковные щуки
Щука в Подмосковье достигает весьма впечатляющих габаритов. Помнится, как-то в таблице всероссийских годовых рекордов фигурировал пятнадцатикилограммовый экземпляр из Можайского водохранилища. Нет ничего удивительного в том, что самые крупные щуки попадаются в водохранилищах: там лучше качество воды и нет такого разгула браконьерства, как на реках. Поэтому рыба имеет возможность дожить "до седин" и нагулять соответствующий вес без особого риска быть отравленной или угодить в сеть.
Речная подмосковная щука редко вырастает до пяти и более килограммов. В разные годы наиболее крупные из щук, которых мне удавалось ловить на Оке и других реках области, весили от трех с половиной до шести килограммов. А самая большая — я поймал ее в июне 1990 года — около девяти. Мне казалось, что в силу упомянутых причин поймать на Оке более крупную едва ли удастся. Были, конечно, разговоры у рыбацкого костра о том, что кто-то когда-то...
Зимой на Оке
1996 год подходил к концу и ничем выдающимся от большинства предыдущих не отличался. Щука на Оке и летом, и осенью ловилась неплохо, но вес самой крупной из тех, что я поймал, едва превысил четыре килограмма. Разве что один из моих знакомых поймал "зубастую" на семь с лишним, а другой — на пять.
Если и должен был этот год чем-то запомниться, то только своими погодными аномалиями: на редкость теплый ноябрь и первая половина декабря позволили продлить "летний" сезон более чем на месяц. Спиннингисты обычно уже с первых чисел ноября относятся к каждой рыбалке как к последней в сезоне и стараются взять максимум возможного. Поэтому двенадцатого декабря, хотя этот день и выдался морозным, мы с моим приятелем Володей решили проведать окских судаков и щук — разумеется, со спиннингом...
Ока встретила нас закраинами на прибрежных отмелях и ледяной водой, в которой нам предстояло отстоять несколько часов. С финансами на импортную обувь, рекламируемую по радио и в прессе, у нас оказалось туговато, и мы получили возможность лишний раз испытать себя на выживаемость, облачившись в обычные болотные сапоги.
Впрочем, когда рыба берет, на погоду и недостатки экипировки не обращаешь внимания. А клев был. Сначала Володя поймал килограммовую щуку, потом у него сошел небольшой судак. У меня были две явные судачьи поклевки. А незадолго до полудня случилось ЭТО...
Поклевка
После очень невнятной поклевки я подсек и в первый момент ощутил мертвую тяжесть. Но вот тяжесть ожила. Это было приятно уже хотя бы потому, что двумя забросами ранее я лишился на зацепе твистера, а расставаться так быстро еще с одним уж очень не хотелось.
Рыба забрала несколько метров лески и остановилась. Я попытался сдвинуть ее с места: спиннинг гнулся колесом, фрикционный тормоз буксовал, а результат был нулевой.
Уже тогда стало ясно, что рыба была приличная, но я подумал, что зацепил за бок крупного (килограммов на пять) леща. Что греха таить — так иногда бывает. По крайней мере, ни коротких судачьих толчков, ни плавных щучьих потяжек я не ощущал. Вот мне и показалось, что это лещ встал поперек течения и уперся.
Я продолжал держать леску сильно натянутой, уверенный в том, что лещ этого долго не выдержит. Рыба и в самом деле сдвинулась, но пошла она не в мою сторону, а в противоположном направлении — от берега, да еще и вниз по течению. В ее движении не было никакой нервозности, леска все стягивалась и стягивалась с катушки, без рывков и остановок...
Переломный момент
В этот момент я осознал, чем все это грозит закончиться. Во-первых, в том месте, куда уходила леска, начинался дремучий коряжник. Во-вторых, лески на катушке оставалось все меньше и меньше. Закрутить потуже тормоз я не рискнул и, судя по всему, правильно сделал. Когда сквозь редкие витки оставшейся лески стала уже проблескивать алюминиевая поверхность шпули, рыба остановилась. А вместо того чтобы поискать спасения в корягах, она, глупая, поднялась к поверхности. Стоявший ближе к ней Володя, увидев пятнисто-полосатый плавник, сказал, что это щука и весит она килограммов пять.
Я понял, что критический момент позади. Если щука не сошла сразу, то крючок ее держит надежно, всевозможных же фокусов ("свечек" и т.п.) от крупной щуки ждать не приходится даже летом, а тем более в декабре. Единственное, чего я не учел, так это то, что когда вываживаешь крупную щуку, в первое время недооцениваешь ее реальные размеры: например, та девятикилограммовая, о которой я упоминал выше, казалась мне до последнего момента раза в два меньше.
Перетягивание каната
Вот и на этот раз произошло что-то похожее. Щука сопротивлялась гораздо сильнее, чем положено сопротивляться пятикилограммовой в студеной воде. Следующие несколько минут мне пришлось поиграть с ней в перетягивание каната: я с трудом подматывал метров пятнадцать-двадцать лески, но в следующие мгновения с этими отвоеванными метрами приходилось расставаться.
В конце концов щука изрядно устала, и ее удалось подвести поближе. "Не меньше семи", — скорректировал свою первоначальную оценку Володя и приготовился брать щуку. Брать пришлось голыми руками, поскольку багорик, как водится в таких случаях, остался дома: я никак не рассчитывал подцепить в это время "крокодила".
Наконец-то на берегу
К счастью, щука была измотана и не сопротивлялась. Только на берегу она выразила легкое недовольство происходящим, щелкнув зубами, а хвостом чуть не выбив из рук фотоаппарат.
Освобождая из зубастой пасти твистер, мы тщетно попытались разжать челюсти двумя зевниками. Это удалось сделать только с помощью палки. Палка после этого имела такой вид, будто ее грыз бультерьер.
Щука, повидимому, взяла на проходе. Судачьи поклевки за несколько минут перед этим говорили о том, что щука не держалась с самого начала в этом месте, а откуда-то подошла. Есть многократно проверенное правило: там, где стоит активная крупная щука, другой рыбы нет. Судак для такой щуки — очень лакомый кусочек, и едва ли бы он стал проявлять интерес к твистеру, будь она по близости.
Дома
Десятикилограммовый безмен здорово зашкалило, и только дома я узнал точный вес щуки: 12 кг 100 г! В желудке у нее обнаружилась "торричелева" пустота, тогда как икры в ней было больше двух килограммов. Голову я засушил, а из мяса получилось около шести килограммов фарша, который пошел на котлеты.
Расхожее мнение о том, что крупная щука несъедобна, не имеет ничего общего с действительностью. Котлеты пошли на ура и дома, и на работе.
Другой миф, который опровергла эта рыбина, касается "экстерьера" крупных щук. То и дело приходится слышать, что щука весом от полупуда покрывается мхом и коростой. В этой щуке я не увидел и намека на "замшелость". Поверхность ее тела была холеной и гладкой, как кожа младенца. Все говорило о том, что она пребывала в полном физическом здравии и вовсе не собиралась отправляться в богадельню, хотя ее возраст, если я не ошибся в подсчете годовых колец на чешуе, исчислялся восемнадцатью годами. Кто знает, каких размеров могла эта щука достигнуть, не подвернись ей тот ставший для нее фатальным твистер...
Снасть
Несколько слов о снасти. Это средних размеров ароматизированный твистер "Berkley Power Shad", трехметровое удилище "Daiwa Whisker", катушка "Quantum Energy" на семи подшипниках, леска "Mitchell Spider-Wire Fusion" с разрывной нагрузкой 12 фунтов (около 5,5 кг). Все четыре элемента проявили себя с самой лучшей стороны.
Окские щуки
Самое невероятное здесь то, что случилось все это почти в черте Каширы, которую я бы назвал столицей махровых браконьеров. На этом участке Оки через каждые сто метров натыканы длиннющие сети, а между их хозяевами то и дело возникают стычки из-за раздела "сфер влияния". Впрочем, это тема для отдельной и более серьезной публикации.
Несмотря на все это я не сомневаюсь, что самая крупная щука в Оке еще плавает и ждет своего часа. А какого она может быть веса, я гадать не берусь. Но не далее как минувшим летом я был вынужден капитулировать перед рыбой, существенно более крупной, чем та, о которой рассказал сегодня. По крайней мере, тогда не спасла надежная леска с разрывной нагрузкой около 10 кг. Меня подавила легкость, с которой этот монстр забрал метров тридцать лески и оборвал ее. Возможно, то был сом, а возможно, гигантская щука.
Чтобы поймать трофейную щуку, требуется надлежащая снасть, знание водоема и немного везения, но главное — терпение и настойчивость. Если вас не угнетает перспектива много раз подряд возвращаться с рыбалки с чисто символическим уловом или даже без такового, то рано или поздно вы своего "крокодила" поймаете.
Константин Кузьмин