В жизни каждого джигового спиннингиста рано или поздно встает вопрос о выборе оптимального груза. Какие груза лучше? Форма, материал, из которого они сделаны, форма и оснастка проушин, требования к качеству исполнения, удобство в применении - это те вопросы, которые интересуют нашего брата.Казалось бы, что может зависеть от куска свинца, расположенного перед приманкой? При кажущейся очевидности, вопрос этот далеко не праздный и требует анализа.
Почему "чебурашка"?
В практике большинства спиннингистов "чебурашка" основательно потеснила классическую джиг-головку с жестко вмонтированным в ее тело одинарным крючком. Причина этой популярности кроется в большей универсальности и удобстве "ушастых" грузов.
Во-первых, "чебурашка" позволяет оперативно менять оснащение приманки. Имея при себе наборы двойников, тройников, офсетных крючков и грузов разного веса, можно прямо на рыбалке быстро собрать приманку, точно отвечающую конкретным условиям ловли.
Во-вторых, при ловле на участках с чистым дном, двойные и тройные крючки, которыми можно оснастить "чебурашку", гораздо более эффективны с точки зрения результативности поклевок (например, аккуратных поклевок такого хищника, как судак), нежели впаянные одинарные крючки на классической джиг-головке.
В-третьих, мягкая сцепка "груз-крючок" лучше держит рыбу при вываживании, благодаря отсутствию рычага, образующегося при использовании жесткой конструкции классической джиг-головки. Хотя, справедливости ради, отметим, что такая сцепка все-таки хуже себя ведет при подсечке - жесткий рычаг здесь более эффективен. Мягкая сцепка, также, способствует лучшей проходимости приманки на закоряженных участках. И, наконец, при ловле в коряжнике сам по себе офсетный крючок на ушастом грузе менее подвержен зацепам, чем джиг-головка.
Форма
Форма груза влияет на время падения приманки на дно, что, собственно, в большинстве случаев, и важно. Зависит это время (при равных весах и других параметрах оснастки) как, от лобового сопротивления и силы трения, так и от бокового сноса под действием течения.Самой распространенной формой груза является шар. Две другие разновидности, которые, хотя и не так широко, но все же используются спиннингистами, - это "фильда" и "планирующий" груз. Их назначения прямо противоположны. "Фильда" сплюснута с боков, на слабом течении и в стоячей воде она будет быстрее опускаться на дно. Имеет смысл использовать такие груза на очень глубоких ямах для более быстрого доставления приманки на дно. "Планирующий" груз прямо противоположен "фильде". Он имеет более внушительные горизонтальные габариты по отношению к вертикальным, и, соответственно будет опускаться на дно медленнее, чем "фильда" или шар.Однако, нужно понимать, что наличие даже умеренного течения все различия в форме грузов сводит, практически, на нет. Эффект от этих различий обычно настолько незначителен, особенно, при ловле на быстрой воде, что большинство известных мне опытных спиннингистов уже давно отказались от экспериментов с формой в пользу самой простой и универсальной - шара. Имея набор однотипных круглых грузов с градацией по весу, мы всегда можем скорректировать проводку приманки (время ее падения) подбором груза нужного веса.К тому же, спиннингист на рыбалке обычно имеет при себе от десятка до нескольких десятков грузов каждого веса, принимая во внимание возможные их потери. А если учесть, что весовых градаций даже при ловле в более или менее известных местах бывает не менее 10-ти? А если место не известное? Теперь, давайте представим себе, какой итоговый вес только одних грузил нам придется таскать с собой, если мы собираемся использовать не только разные веса, но и разные формы грузов. Выделим отдельно еще один тип ушастых грузиков - "рыбья голова". По форме это что-то среднее между "фильдой" и шаром. Стоимость таких изделий выходит далеко за пределы классических вариантов, а на практике они ничем примечательным не выделяются, кроме своего визуального сходства с настоящей рыбьей головой. Эту форму явно разрабатывали в расчете на рыболовов, но не рыбу. И надо отдать должное коммерсантам - своего они в значительной степени добились. Как-то, когда я снимал с крючка только что вытащенного судака, ко мне подошел сосед-рыболов с довольно "крутой" снастью. Узнав о моих успехах, он показал на "рыбью голову" перед своей приманкой и умозаключил: "...сегодня на голову не берет!". Это характерная ошибка - уделять внимание больше форме, нежели содержанию.
Материал
Как известно, при изготовлении грузов в большинстве случаев используется свинец. Свинец - это цветной металл, и металл достаточно дорогой. Поэтому многие производители грузов добавляют в свинец различные примеси, которые удешевляют производство. Может нам и не стоило бы лезть в производственные дебри, если бы в связи с этим не возникали некоторые проблемы. Во-первых, чистый свинец взаимодействует с внешней средой, под воздействием которой происходит окисление его наружного слоя - поверхность грузика тускнеет. Давно замечено, что на потускневший грузик хищник берет, по-крайней мере, не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем на блестящий. С другой же стороны, на таком потускневшем грузике хорошо заметны следы поклевки, по которым можно судить о том, что за рыба клюнула, и какого примерно она была размера. Такая информация позволяет правильным образом скорректировать свои дальнейшие действия и добиться искомого результата. Наличие примесей в материале груза может препятствовать окислению свинца, и груз долгое время не тускнеет и остается блестящим.Во-вторых, и это более существенный момент, такие примеси, обычно, имеют меньший удельный вес, нежели чистый свинец, поэтому из форм, рассчитанных на выплавку грузов определенного веса при использовании примесей будут получаться груза меньшего веса. Соответственно, весовая маркировка на теле таких грузов будет нести искаженную информацию. При покупке грузов не поленитесь их взвесить. Особенно, если они промаркированы.Иногда можно прочитать или услышать рекомендации иметь в своем арсенале некоторое количество вольфрамовых грузов. Вольфрам тяжелее свинца, что дает возможность, часто очень заманчивую, уменьшить размер груза. В принципе, спиннингисты не против были бы и совсем перейти на вольфрам, как, к примеру, уже поступили многие зимние рыболовы, но стоимость самого вольфрама и затраты при обработке этого очень твердого материала делают цену конечного изделия слишком высокой.
Исполнение
Тело ушастого грузика должно быть выполнено аккуратно. Если это шар, то он должен быть близким к идеальному по форме. Наличие выбоин и брака при выплавке, может привести к фальсификации реального веса. Необходимо обращать внимание и на исполнение другой важной части грузиков - проушин. Во-первых, проволока, из которой изготавливаются уши, должна быть не толстой, чтобы можно было без особых проблем работать с тугим заводным кольцом. Во-вторых, проволока должна быть устойчивой к коррозии. В-третьих, материал должен быть достаточно упругим, чтобы под воздействием нагрузок уши не деформировались, что может сказаться и на качестве игры приманки, и на ее прочности. В-четвертых, монтаж ушек в теле груза должен быть надежным. На рыбалке и мысли не должно возникать, что под значительной нагрузкой какое-то из ушек может выскочить из тела груза.
Размер и направление проушин
Размер проушин должен быть, с одной стороны, достаточным для беспрепятственного монтажа приманки напрямую или посредством заводного кольца, а с другой, не очень большим, чтобы не нарушить общую гармонию приманки. Более удобны груза с проушинами, развернутыми относительно друг друга на 90 градусов. Это очень удобно при монтаже различных крючков, как с удлиняющим звеном, так и без него.Конструктивно проушины могут быть выполнены по-разному. Основания дуги проушины могут быть сближены или даже выходить из тела груза в одной точке. В этом случае есть возможность пассатижами развернуть ушко, как нам требуется. Другой вариант - когда выходы дуги проушины удалены друг от друга на 2-4 мм. Такие уши развернуть не всегда представляется возможным. А если это и удается сделать, то развернутое таким образом ушко может отрицательно влиять на движения приманки при проводке.
Красить или нет?
Довольно часто в последнее время на витринах рыболовных магазинов можно видеть приманки с покрашенными ушастыми грузиками. Но есть ли в этом необходимость? Если мы наносим на чебурашку слой краски, а сверху еще закрепляем ее лаком, то, тем самым, отказываемся от индикатора поклевок в виде следов от зубов хищника. Конечно, сильные удары оставят следы и на лакированном грузике, но насколько часто происходят такие мощные поклевки, в особенности летом и на водоемах средней России? И еще один момент. Вспомним такую вещь, как глаза, которые иногда рисуют, например, у поролоновых рыбок. Очень возможно, что для атакующего хищника они служат точкой прицеливания и, тем самым, увеличивают число результативных - по месту - поклевок. А не может ли стать такой точкой прицеливания ярко окрашенный груз? Тогда хищник преимущественно будет наносить удары именно в груз. Кстати, очень часто на крашенных грузах заодно рисуют и глаз. Может быть, специально, чтобы хищник бил в груз, а не в приманку, где расположены крючки? С точки зрения борьбы за охрану поголовья хищников это, возможно, очень удачное решение. Я сам не единожды красил свои "чебурашки" в разные цвета, но улучшения клева не отмечал. Так что, на мой взгляд, это еще один пример удачного коммерческого, но не рыболовного решения. Стоимость "пасхального" грузика возрастает почти вдвое по сравнению с обычным, не крашенным. Очередной привет любителям красивой формы!
Градация весов
Каким должен быть весовой шаг грузов в арсенале спиннингиста, чтобы не получилось ситуации, когда один грузик в данном месте ловли мал, а следующий по весу уже велик? Я считаю, что для начинающего спиннингиста, или спиннингиста, не имеющего постоянной практики и посещающего водоемы от случая к случаю, такая градация может составлять 5 граммов. К примеру, для Оки вполне подойдет набор грузов с весами 15, 20, 25, 30 граммов. Для некоторых специфических условий ловли можно добавить еще по два шага с каждой стороны - 5, 10 и 35, 40 граммов. Спиннингисту без достаточного опыта и ориентироваться в таком наборе будет значительно проще, и разницу в проводке он сразу почувствует.Для опытных спиннингистов весовой шаг грузов уменьшается до 2 граммов, а у некоторых - даже до грамма (вот здесь маркировка и точное соответствие указанным весам становятся особенно важным моментом). Кому-то может показаться, что шаг в 1 г слишком мал, но, поверьте, в большинстве случаев это не так. Опытный спиннингист способен скорректировать проводку на течении малейшими нюансами оснастки, а чувствительная снасть и тонкая леска достаточно четко отработают разницу и в один единственный грамм. И результаты не замедлят сказаться.
Почему "чебурашка"?
В практике большинства спиннингистов "чебурашка" основательно потеснила классическую джиг-головку с жестко вмонтированным в ее тело одинарным крючком. Причина этой популярности кроется в большей универсальности и удобстве "ушастых" грузов.
Во-первых, "чебурашка" позволяет оперативно менять оснащение приманки. Имея при себе наборы двойников, тройников, офсетных крючков и грузов разного веса, можно прямо на рыбалке быстро собрать приманку, точно отвечающую конкретным условиям ловли.
Во-вторых, при ловле на участках с чистым дном, двойные и тройные крючки, которыми можно оснастить "чебурашку", гораздо более эффективны с точки зрения результативности поклевок (например, аккуратных поклевок такого хищника, как судак), нежели впаянные одинарные крючки на классической джиг-головке.
В-третьих, мягкая сцепка "груз-крючок" лучше держит рыбу при вываживании, благодаря отсутствию рычага, образующегося при использовании жесткой конструкции классической джиг-головки. Хотя, справедливости ради, отметим, что такая сцепка все-таки хуже себя ведет при подсечке - жесткий рычаг здесь более эффективен. Мягкая сцепка, также, способствует лучшей проходимости приманки на закоряженных участках. И, наконец, при ловле в коряжнике сам по себе офсетный крючок на ушастом грузе менее подвержен зацепам, чем джиг-головка.
Форма
Форма груза влияет на время падения приманки на дно, что, собственно, в большинстве случаев, и важно. Зависит это время (при равных весах и других параметрах оснастки) как, от лобового сопротивления и силы трения, так и от бокового сноса под действием течения.Самой распространенной формой груза является шар. Две другие разновидности, которые, хотя и не так широко, но все же используются спиннингистами, - это "фильда" и "планирующий" груз. Их назначения прямо противоположны. "Фильда" сплюснута с боков, на слабом течении и в стоячей воде она будет быстрее опускаться на дно. Имеет смысл использовать такие груза на очень глубоких ямах для более быстрого доставления приманки на дно. "Планирующий" груз прямо противоположен "фильде". Он имеет более внушительные горизонтальные габариты по отношению к вертикальным, и, соответственно будет опускаться на дно медленнее, чем "фильда" или шар.Однако, нужно понимать, что наличие даже умеренного течения все различия в форме грузов сводит, практически, на нет. Эффект от этих различий обычно настолько незначителен, особенно, при ловле на быстрой воде, что большинство известных мне опытных спиннингистов уже давно отказались от экспериментов с формой в пользу самой простой и универсальной - шара. Имея набор однотипных круглых грузов с градацией по весу, мы всегда можем скорректировать проводку приманки (время ее падения) подбором груза нужного веса.К тому же, спиннингист на рыбалке обычно имеет при себе от десятка до нескольких десятков грузов каждого веса, принимая во внимание возможные их потери. А если учесть, что весовых градаций даже при ловле в более или менее известных местах бывает не менее 10-ти? А если место не известное? Теперь, давайте представим себе, какой итоговый вес только одних грузил нам придется таскать с собой, если мы собираемся использовать не только разные веса, но и разные формы грузов. Выделим отдельно еще один тип ушастых грузиков - "рыбья голова". По форме это что-то среднее между "фильдой" и шаром. Стоимость таких изделий выходит далеко за пределы классических вариантов, а на практике они ничем примечательным не выделяются, кроме своего визуального сходства с настоящей рыбьей головой. Эту форму явно разрабатывали в расчете на рыболовов, но не рыбу. И надо отдать должное коммерсантам - своего они в значительной степени добились. Как-то, когда я снимал с крючка только что вытащенного судака, ко мне подошел сосед-рыболов с довольно "крутой" снастью. Узнав о моих успехах, он показал на "рыбью голову" перед своей приманкой и умозаключил: "...сегодня на голову не берет!". Это характерная ошибка - уделять внимание больше форме, нежели содержанию.
Материал
Как известно, при изготовлении грузов в большинстве случаев используется свинец. Свинец - это цветной металл, и металл достаточно дорогой. Поэтому многие производители грузов добавляют в свинец различные примеси, которые удешевляют производство. Может нам и не стоило бы лезть в производственные дебри, если бы в связи с этим не возникали некоторые проблемы. Во-первых, чистый свинец взаимодействует с внешней средой, под воздействием которой происходит окисление его наружного слоя - поверхность грузика тускнеет. Давно замечено, что на потускневший грузик хищник берет, по-крайней мере, не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем на блестящий. С другой же стороны, на таком потускневшем грузике хорошо заметны следы поклевки, по которым можно судить о том, что за рыба клюнула, и какого примерно она была размера. Такая информация позволяет правильным образом скорректировать свои дальнейшие действия и добиться искомого результата. Наличие примесей в материале груза может препятствовать окислению свинца, и груз долгое время не тускнеет и остается блестящим.Во-вторых, и это более существенный момент, такие примеси, обычно, имеют меньший удельный вес, нежели чистый свинец, поэтому из форм, рассчитанных на выплавку грузов определенного веса при использовании примесей будут получаться груза меньшего веса. Соответственно, весовая маркировка на теле таких грузов будет нести искаженную информацию. При покупке грузов не поленитесь их взвесить. Особенно, если они промаркированы.Иногда можно прочитать или услышать рекомендации иметь в своем арсенале некоторое количество вольфрамовых грузов. Вольфрам тяжелее свинца, что дает возможность, часто очень заманчивую, уменьшить размер груза. В принципе, спиннингисты не против были бы и совсем перейти на вольфрам, как, к примеру, уже поступили многие зимние рыболовы, но стоимость самого вольфрама и затраты при обработке этого очень твердого материала делают цену конечного изделия слишком высокой.
Исполнение
Тело ушастого грузика должно быть выполнено аккуратно. Если это шар, то он должен быть близким к идеальному по форме. Наличие выбоин и брака при выплавке, может привести к фальсификации реального веса. Необходимо обращать внимание и на исполнение другой важной части грузиков - проушин. Во-первых, проволока, из которой изготавливаются уши, должна быть не толстой, чтобы можно было без особых проблем работать с тугим заводным кольцом. Во-вторых, проволока должна быть устойчивой к коррозии. В-третьих, материал должен быть достаточно упругим, чтобы под воздействием нагрузок уши не деформировались, что может сказаться и на качестве игры приманки, и на ее прочности. В-четвертых, монтаж ушек в теле груза должен быть надежным. На рыбалке и мысли не должно возникать, что под значительной нагрузкой какое-то из ушек может выскочить из тела груза.
Размер и направление проушин
Размер проушин должен быть, с одной стороны, достаточным для беспрепятственного монтажа приманки напрямую или посредством заводного кольца, а с другой, не очень большим, чтобы не нарушить общую гармонию приманки. Более удобны груза с проушинами, развернутыми относительно друг друга на 90 градусов. Это очень удобно при монтаже различных крючков, как с удлиняющим звеном, так и без него.Конструктивно проушины могут быть выполнены по-разному. Основания дуги проушины могут быть сближены или даже выходить из тела груза в одной точке. В этом случае есть возможность пассатижами развернуть ушко, как нам требуется. Другой вариант - когда выходы дуги проушины удалены друг от друга на 2-4 мм. Такие уши развернуть не всегда представляется возможным. А если это и удается сделать, то развернутое таким образом ушко может отрицательно влиять на движения приманки при проводке.
Красить или нет?
Довольно часто в последнее время на витринах рыболовных магазинов можно видеть приманки с покрашенными ушастыми грузиками. Но есть ли в этом необходимость? Если мы наносим на чебурашку слой краски, а сверху еще закрепляем ее лаком, то, тем самым, отказываемся от индикатора поклевок в виде следов от зубов хищника. Конечно, сильные удары оставят следы и на лакированном грузике, но насколько часто происходят такие мощные поклевки, в особенности летом и на водоемах средней России? И еще один момент. Вспомним такую вещь, как глаза, которые иногда рисуют, например, у поролоновых рыбок. Очень возможно, что для атакующего хищника они служат точкой прицеливания и, тем самым, увеличивают число результативных - по месту - поклевок. А не может ли стать такой точкой прицеливания ярко окрашенный груз? Тогда хищник преимущественно будет наносить удары именно в груз. Кстати, очень часто на крашенных грузах заодно рисуют и глаз. Может быть, специально, чтобы хищник бил в груз, а не в приманку, где расположены крючки? С точки зрения борьбы за охрану поголовья хищников это, возможно, очень удачное решение. Я сам не единожды красил свои "чебурашки" в разные цвета, но улучшения клева не отмечал. Так что, на мой взгляд, это еще один пример удачного коммерческого, но не рыболовного решения. Стоимость "пасхального" грузика возрастает почти вдвое по сравнению с обычным, не крашенным. Очередной привет любителям красивой формы!
Градация весов
Каким должен быть весовой шаг грузов в арсенале спиннингиста, чтобы не получилось ситуации, когда один грузик в данном месте ловли мал, а следующий по весу уже велик? Я считаю, что для начинающего спиннингиста, или спиннингиста, не имеющего постоянной практики и посещающего водоемы от случая к случаю, такая градация может составлять 5 граммов. К примеру, для Оки вполне подойдет набор грузов с весами 15, 20, 25, 30 граммов. Для некоторых специфических условий ловли можно добавить еще по два шага с каждой стороны - 5, 10 и 35, 40 граммов. Спиннингисту без достаточного опыта и ориентироваться в таком наборе будет значительно проще, и разницу в проводке он сразу почувствует.Для опытных спиннингистов весовой шаг грузов уменьшается до 2 граммов, а у некоторых - даже до грамма (вот здесь маркировка и точное соответствие указанным весам становятся особенно важным моментом). Кому-то может показаться, что шаг в 1 г слишком мал, но, поверьте, в большинстве случаев это не так. Опытный спиннингист способен скорректировать проводку на течении малейшими нюансами оснастки, а чувствительная снасть и тонкая леска достаточно четко отработают разницу и в один единственный грамм. И результаты не замедлят сказаться.